Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом стало развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.В настоящее время каждый родитель, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет полное право выбирать согласно склонностям, потребностям своего ребенка образовательное учреждение (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”), что на данный момент и происходит в нашем обществе. Родители желают видеть своих детей счастливыми, социализировано-принятыми в обществе, и это их право.
В нашей образовательной организации уже созданы условия для детей с ОВЗ (нарушение речи).
В организации функционируют 5 логопедических пунктов, в которые 2019-2020 учебном году было зачислено 96 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи), из них 2 – ребёнка-инвалида, выпущено — 89 детей;
В детском саду ведет работу психолого-педагогический консилиум. Задачами его работы является:
— выявление трудностей в освоении образовательных программ детьми с ОВЗ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся;
— консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;
— создание специальных условий получения образования детьми с ОВЗ;
— последующее принятие решений об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
— направление обучающегося с ОВЗ на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
В рамках реализации государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016 -2021 годы, создания условий для получения качественного образования детьми–инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, в МБДОУ «Детский сад «Алёнка» (корпус №1 –ул. Урицкого,д.25) проведена работа по созданию условий для получения качественного инклюзивного образования категории детей с особенностями развития. В детсаду оборудован пандус, расширены дверные проёмы для колясочников, заменены входные и межкомнатные двери, дверь в музыкально-спортивный зал, над входной группой оборудован навес, площадка, установлена противопожарная дверь, оборудовано санитарно-гигиеническое помещение. Закуплено современное учебно-методическое, развивающее оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами. Оборудование позволит проводить углубленное педагогическое обследование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность; проводить индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Комплекс учебно-методических и коррекционно-развивающих материалов направлен на коррекцию слухоречевых нарушений, нарушений зрения, эмоционально-волевых нарушений развития, нарушений опорно-двигательного аппарата, а именно: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, развитие абстрактного, пространственного мышления, знакомства с основными формами и цветами, тактильно-осязательных ощущений и цветового восприятия, развития мелкой моторики рук и т.д. На эти цели из федерального, областного и местного бюджетов выделено 1 млн 247 тысяч рублей.
Одним из обязательных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является наличие подготовленных педагогических кадров. На настоящий момент курсы переподготовки прошли заместитель заведующего, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели детского сада. Задача нового учебного года – обеспечить максимальный охват детей-инвалидов в городе Кирсанове дошкольным образованием в доступных для них формах (в группах кратковременного пребывания, на консультационном центре, дистанционно).
Содержание инклюзивного образования будет включено в основную образовательную программу дошкольного учреждения. Воспитание и обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться по адаптированным образовательным программам и разработанным на их основе рабочим программам специалистов.
Отбор и поиск эффективных способов обеспечения равных, доступных условий получения инклюзивного дошкольного образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья позволил нам найти эффективный способ обучения детей данной категории детей-инвалидов через такой ресурс как лекотека. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано от шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция».
Лекотека — это модель сопровождения детей, построенная на глубоком психологическом понимании природы растущего ребёнка, для полноценного развития которого требуется использование игровых и здоровьесберегающих технологий. В деятельности лекотеки будут использоваться различные коррекционно развивающие и игровые методы работы и осуществления психологической поддержки развития детей-инвалидов.
В нашей лекотеке будет работать команда специалистов: учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, воспитатель. Особенностью является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Услуги специалистов лекотеки будут предоставляться не только детям, но и их родителям.
Мы надеемся, что инициатива государства и общества по поддержке особых детей и их семей будет реализовываться и дальше, что то общественное внимание, какое в последнее время обращено в сторону этих детей, будет приводить к реальному улучшению их качества жизни. Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья — это зеркало, отражающее истинный портрет этого общества.
Нормативные документы регионального уровня
План-график мероприятий по реализации Программы в 2020 году