Доступная среда

Доступная среда

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом  стало развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.В настоящее время каждый  родитель, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет полное право выбирать согласно склонностям, потребностям своего ребенка образовательное учреждение (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”), что на данный момент и происходит в нашем обществе. Родители желают видеть своих детей счастливыми, социализировано-принятыми в обществе, и это их право.

В нашей образовательной организации  уже созданы условия для детей с ОВЗ (нарушение речи).

В  организации функционируют 5 логопедических пунктов, в которые 2019-2020 учебном  году было  зачислено 96 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи), из них 2 – ребёнка-инвалида, выпущено — 89  детей;

В детском саду ведет работу психолого-педагогический консилиум.  Задачами его работы является:

— выявление трудностей в освоении образовательных программ детьми с ОВЗ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся;

— консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;

— создание специальных условий получения образования детьми с ОВЗ;

— последующее принятие решений об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;

    — направление обучающегося с ОВЗ на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

В рамках реализации  государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016 -2021 годы, создания условий для получения качественного образования  детьми–инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, в МБДОУ «Детский сад «Алёнка» (корпус №1 –ул. Урицкого,д.25)  проведена работа по созданию условий для получения качественного инклюзивного образования  категории детей с особенностями развития.  В детсаду оборудован  пандус, расширены дверные проёмы для колясочников, заменены входные и межкомнатные двери, дверь в музыкально-спортивный зал, над входной группой оборудован  навес, площадка, установлена  противопожарная дверь, оборудовано санитарно-гигиеническое помещение. Закуплено современное учебно-методическое, развивающее оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами. Оборудование позволит проводить углубленное педагогическое обследование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность; проводить индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Комплекс учебно-методических и коррекционно-развивающих материалов направлен на коррекцию слухоречевых нарушений, нарушений зрения, эмоционально-волевых нарушений развития, нарушений опорно-двигательного аппарата, а именно:  развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, развитие абстрактного, пространственного мышления, знакомства с основными формами и цветами, тактильно-осязательных ощущений и цветового восприятия, развития мелкой моторики рук и т.д. На эти цели из федерального, областного и местного бюджетов выделено 1 млн 247 тысяч рублей.

 Одним из обязательных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является наличие подготовленных педагогических кадров. На настоящий момент курсы переподготовки прошли заместитель заведующего, старший воспитатель,  учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели детского сада.  Задача нового учебного года – обеспечить максимальный охват детей-инвалидов в городе Кирсанове дошкольным образованием в доступных для них формах (в группах кратковременного пребывания, на консультационном центре, дистанционно).

Содержание инклюзивного образования будет включено в основную образовательную программу дошкольного учреждения. Воспитание и обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться по адаптированным образовательным программам и разработанным на их основе рабочим  программам специалистов.  

Отбор и поиск эффективных способов обеспечения равных, доступных условий получения инклюзивного дошкольного образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья позволил нам найти эффективный способ обучения детей данной категории детей-инвалидов через такой ресурс как лекотека. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано от шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание»«коллекция».

Лекотека — это модель сопровождения детей, построенная на глубоком психологическом понимании природы растущего ребёнка, для полноценного развития которого требуется использование игровых и здоровьесберегающих технологий. В деятельности лекотеки будут использоваться различные коррекционно развивающие и игровые методы работы и осуществления психологи­ческой поддержки развития детей-инвалидов. 

В нашей лекотеке будет работать команда специалистов: учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, воспитатель. Особенностью является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Услуги специалистов лекотеки будут предоставляться  не только детям, но и их родителям.

Мы надеемся, что инициатива государства и общества по поддержке особых детей и их семей будет реализовываться и дальше, что то общественное внимание, какое в последнее время обращено в сторону этих детей, будет приводить к реальному улучшению их качества жизни. Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья — это зеркало, отражающее истинный портрет этого общества.

Нормативные документы регионального уровня

План-график мероприятий по реализации Программы в 2020 году

Смета

Договор на поставку оборудования № 10941

Договор на поставку оборудования № 8692

[an error occurred while processing the directive]